165124, ул. Уличная, 45 стр. 2
Тел: (495) 921-03-53
Факс: (495) 922-26-53
E-mail: office@mdbcompas.ru

Новости

01 февраля 2015 - ГЛОНАСС не выполнила обещаний вице-премьера

01.02.2015
Виктор Мясников
Редкий пример дефицита в современной России.
Первый вице-премьер Сергей Иванов 23 января устроил форменный разнос руководству Роскосмоса на заседании коллегии агентства. Речь шла о глобальной навигационной системе космического позиционирования ГЛОНАСС.
«Не достигнут необходимый уровень надежности бортовой аппаратуры спутников, не создана необходимая инфраструктура, – заявил Сергей Иванов. И продолжил: – Состав орбитальной группировки не обеспечивает на 100% доступность услуг ГЛОНАСС на территории страны». Более того, по мнению первого вице-премьера, характеристики Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС) не соответствуют современным требованиям, ее надо серьезно корректировать. «В недостаточной мере наращиваются мощности предприятий – изготовителей космических аппаратов ГЛОНАСС», – констатировал Иванов. Проще говоря, пока изготавливают новые аппараты, другие, находящиеся на орбитах, успевают выработать ресурс. Поэтому орбитальная группировка ГЛОНАСС никак не наберет необходимого количества спутников и не может обеспечить навигационными данными всю территорию страны.
РЕСУРС БЕЗ ГАРАНТИИ
Долгое время Сергей Иванов был поставщиком исключительно хороших новостей про ГЛОНАСС. Но раньше он считался кандидатом в преемники Владимира Путина, а теперь «просто» первый вице-премьер, которому позволительно критически оценивать работу подчиненных. Поэтому на коллегии Роскосмоса он неожиданно сказал всю правду о ГЛОНАСС. Это прозвучало как разрешительный сигнал для всех.
25 января на пресс-конференции командующий Космическими войсками РФ генерал-полковник Владимир Поповкин заявил: «У нас вызывает сильную тревогу качество компонентов, из которых собираются спутники российской навигационной группировки ГЛОНАСС. У меня есть много примеров по различного рода неисправностям на этих аппаратах, собранных на предприятиях Роскосмоса». По словам генерала, спутниковая группировка ГЛОНАСС пока не доведена до требуемой величины и войска не обеспечиваются непрерывным сигналом покрытия на всей территории России.
Владимир Поповкин пояснил, что элементная база (комплектующие) для космических аппаратов частично закупается за границей. При этом «высококачественные американские комплектующие, к примеру, мы приобретать не можем, так как существуют ограничения и мы не уверены в том, что в этих компонентах не будет так называемых вкладок. Поэтому мы вынуждены покупать дешевые комплектующие в других странах, проводить их через сертификационные центры, но все равно эти комплектующие не предназначены изначально для установки на космические аппараты, из-за этого качество иногда и страдает».
Однако главный производитель космических аппаратов в России НПО прикладной механики им. Решетнева сообщило, что планируется применять радиационноустойчивые микросхемы американской фирмы Aeroflex. Правда, пока речь шла только о спутниках связи «Луч-5А/5Б», «Экспресс-1000» и «Экспресс-2000», но, надо полагать, после коллегии Роскосмоса и для группировки ГЛОНАСС найдутся живучие импортные комплектующие. Правда, срыв поставки электронных компонентов французской корпорацией Thales уже привел к переносу с 2013 года на 2015-й запуск геостационарных спутников связи «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ44». Опасное это дело – попасть в зависимость от производителя, тем более зарубежного.
Генеральный конструктор и генеральный директор НПО прикладной механики Николай Тестоедов не согласен с генералом Поповкиным. В интервью российским СМИ он заявил: «Надежность спутников достаточна. Средний технический ресурс спутников «ГЛОНАСС» составил 4,5 года при гарантированном сроке активного существования 3 года». Вместе с тем Тестоедов признал, что вместо 18 спутников навигационной системы, которые должны были находиться на орбитах к концу 2013 года, в наличии оказалось 16, из которых «работают по целевому назначению 13». Еще три, запущенные в конце декабря, будут «введены в систему в плановом порядке к 10 февраля». Как пояснил Николай Тестоедов, в 2001 году в момент принятия Федеральной целевой программы воссоздания ГЛОНАСС при расчетах опирались на технический ресурс спутника (4,5 года), а не на гарантированный (3 года), поэтому и просчитались.
Зато с начала 2009 года вся орбитальная группировка будет состоять только из космических аппаратов «ГЛОНАСС-М» (гарантированный срок активного существования – 7 лет). Это в отсутствие выбывающих спутников быстро восстановит орбитальную группировку. В настоящее время «система ГЛОНАСС работает, обеспечивая покрытие территории России с вероятностью 95%, а глобальное покрытие – 83%».
Впрочем, независимые эксперты считают приведенные данные несколько завышенными. По их мнению, средняя интегральная доступность спутниковой навигации по России достигает 65–75%, а по остальным территориям планеты – 50–60%. Интегральная доступность на уровне 90–98% может наступить не раньше конца 2015-го или даже середины 2009 года. Две трети космических аппаратов ГЛОНАСС работают с кратковременными перерывами – до 5% общего времени.
ЗАПЛАНИРОВАННОЕ ОТСТАВАНИЕ
Нынешнее состояние орбитальной группировки тем не менее гораздо лучше, чем планировалось ранее. Полностью развернутая система ГЛОНАСС рухнула к середине 1990-х, когда ее перестали пополнять новыми спутниками, а старые вышли из строя. В 1999 году правительство приняло программу восстановления ГЛОНАСС, предусматривающую ежегодный запуск трех спутников. Учитывая трехлетний ресурс спутников «ГЛОНАСС» и семилетний новых «ГЛОНАСС-М», только к 2012 году Россия получала группировку из минимально необходимых 24 навигационных космических аппаратов.
Два года назад у границ России замаячила перспектива создания американской базы ПРО, и президент поставил задачу как можно быстрее развернуть орбитальную группировку полностью, чтобы обеспечить наведение российских стратегических ракет из любой точки пуска. В короткие сроки вдвое было увеличено производство спутников – с трех до шести в год. Приступили к летным испытаниям отдельных агрегатов нового аппарата «ГЛОНАСС-К» с десятилетним сроком службы, установленных на запускаемых сейчас спутниках. Первый запуск «ГЛОНАСС-К» намечен на 2010–2012 годы. И хотя до сих пор не согласованы их тактико-технические характеристики, уже заказаны в производство 25 аппаратов. Возможно, будет заказано еще девять резервных для дополнительного выведения на орбиты. График развертывания космической системы ГЛОНАСС выглядит так: на конец 2015 года – 18 действующих спутников, 2009-й – 21, 2010-й – 25, 2011-й – 28. В этом случае даже при перерывах в работе нескольких аппаратов система в целом обеспечит навигацию на территории России.
Но в это же самое время американцы планируют переход к новому поколению навигационных спутников. Сейчас США используют спутники второго поколения GPSIIR с техническим сроком службы 10 лет, в реальности же – до 20 лет. На них разделены частоты для военных и гражданских целей. Это позволяет обеспечивать закодированным сигналом свои войска, а всех остальных – в случае необходимости – просто отключить. Гражданский сигнал более мощный, чтобы преодолевать различные помехи, но зато загрублен, дает несколько меньшую точность, чем военный. Средняя погрешность измерения координат GPS и ГЛОНАСС отличается существенно. Величина среднеквадратичного отклонения ГЛОНАСС в плоскости составляет 17,1 м, по высоте – 22,18 м. У GPS аналогичные показатели – 2,76 м и 7,51 м.
Американцы могут позволить себе запускать всего один аппарат в год. Этого достаточно, чтобы не просто поддерживать, но и наращивать орбитальную группировку. Им осталось вывести в космос всего четыре аппарата из запланированной серии GPSII. С 2013 года они переходят на аппараты GPSIII. Их ключевое отличие – увеличение в 500 раз мощности гражданского сигнала и полный отказ от его загрубления. Это позволит пользоваться GPS-навигаторами среди городской застройки, в помещениях, тоннелях, в условиях сильных радиопомех и обеспечит позиционирование любого объекта в режиме реального времени с точностью 1–0,1 м. Сейчас одна из проблем карманных приборов-навигаторов – большой расход батарей, в походе их надо менять едва ли не ежедневно. Более мощный спутниковый сигнал позволит серьезно экономить элементы питания.
Причина столь радикального поворота к гражданскому пользователю очевидна. Как заявил первый вице-премьер Сергей Иванов, говоря о рынке космических услуг, «только их навигационный спектр к 2015 году будет составлять около 60 миллиардов долларов». На какую долю этих миллиардов может претендовать Россия? Завзятые оптимисты называют 15%. Реалисты предпочитают говорить о 2–3%, считая, что нигде, кроме территории России, ГЛОНАСС использоваться не будет. При этом подавляющее большинство россиян уже привыкнут к тому времени работать с навигаторами GPS, как более точными, дешевыми, надежными, компактными и т.д.
Кроме космического необходим наземный сегмент ГЛОНАСС. Речь не только о потребительских приемниках. В систему входят еще и станции точного определения орбит спутников. Сейчас точность измерения орбит аппаратов ГЛОНАСС оценивается в 25 м. Соответственно возникают ошибки у пользователя, определяющего свои координаты. Планируемое развертывание наземных станций предусматривает их удвоение и улучшение точности измерения орбит до 5 м. Намечен переход к более совершенной системе координат, позволяющей улучшить точность позиционирования до 10,5 м. Правда, GPS, работающая в системе координат WGS 84, уже сейчас дает точность 2,25 м.
Получается, что отставание ГЛОНАСС от американской GPS запланировано на годы вперед. Почему такое происходит? Полномочный представитель губернатора Красноярского края в ЗАТО Железногорск Вадим Медведев так охарактеризовал ситуацию в интервью красноярскому агентству НИА на следующий день после коллегии Роскосмоса: «Причина вчерашнего выступления Иванова — несогласованные действия Роскосмоса и Минобороны. Эти две структуры так и не могут договориться ни о параметрах создаваемой системы, ни о сроках ее введения. Президент ставит четкие задачи, а ведомства не в состоянии их реализовать».
Что примечательно, проектные характеристики утверждал госзаказчик – Министерство обороны РФ, которым в тот период руководил как раз Сергей Иванов.
ВРЕМЕНА ДЕФИЦИТА
Знакомые с положением дел на НПО им. Решетнева эксперты утверждают, что предприятие способно в два-три раза увеличить выпуск продукции – спутников. Оно обеспечивает космическими аппаратами не только Роскосмос, но и зарубежных партнеров – из Китая, Индии, Италии, Франции, арабских стран. По его вине не был сорван ни один контракт, все заказы сдаются в срок при высоком качестве и с соответствующими гарантиями. Понятно, что иностранцы не станут покупать продукцию вчерашнего дня.
У Минобороны РФ жалоб тоже до сего дня не было. Контрактные условия на 2013 год выполнены полностью, все заложенные параметры соблюдены неукоснительно. И далее все заказы будут выполняться столь же тщательно. Не хуже, но и не лучше, потому что изменять параметры изделия даже в лучшую сторону контракт запрещает. Так что серии спутников «ГЛОНАСС-К», а затем «ГЛОНАСС-М» так и будут неизменны годами, хотя за это время электроника, возможно, перескочит через одно-два поколения аппаратуры.
Вообще-то для российского производственника такая ситуация идеальна: выпускается хорошо отработанное изделие, ритмично, в полном контакте с поставщиками комплектующих, по привычным технологиям, без проблем и рекламаций. Главное, чтобы был гарантированный госзаказ на будущее и финансирование по графику. И тогда неважно, что продукция стремительно устаревает и по большому счету никому уже не нужна. Конкуренция на рынке не волнует тех, у кого нет конкурентов в госфинансировании. Однако можно предполагать, что, если вдруг Китай спутники для своей навигационной системы «КомпасПлюс» закажет в НПО им. Решетнева, они окажутся на порядок лучше, чем изготавливаемые по контрактам для ГЛОНАСС.
У государства подход к ГЛОНАСС какой-то негосударственный. Миллиарды тратятся на космический сектор программы, а о наземном забыли. Ждать, что коммерческие фирмы инициативно примутся разрабатывать и производить навигационную аппаратуру, не стоит. Пока ГЛОНАСС полноценно и гарантированно не начнет работать, никто деньгами не рискнет. Логично ожидать, что заказчиком разработки чипсета – модуля определения координат по спутниковому сигналу – станет государство в лице госкорпорации, министерства или агентства. Но пока в основном идут разговоры об инновационном характере экономики.
Вся система ГЛОНАСС разделена на независимые части. При этом военным нет дела до гражданского сектора. Роскосмос вряд ли осилит не свойственное ему производство массовой гражданской продукции. И никто не замечает отраслевых запросов геодезистов, туристов, горняков, моряков, гляциологов, экологов, дорожников, строителей, фермеров – практически везде сейчас есть потребность в точном определении координат.
Совершенно очевидно, что необходим единый орган, который отвечал бы за все вопросы космической навигации в России. И он возник, но как общественная некоммерческая организация «Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационно-спутниковых систем» («ГЛОНАСС/ГНСС – Форум»). Под эгидой правительственных структур объединяются крупнейшие предприятия, занимающиеся разработкой, производством, внедрением и использованием спутниковых навигационных систем. В ассоциацию приглашены вступить крупнейшие города и регионы, министерства и ведомства, такие гиганты, как ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «КамАЗ», ОАО «РЖД», ОАО «ОАК», холдинг «Совтрансавто», ОАО «Внешэкономбанк», ООО «Группа АВТОВАЗ», ОАО «ГАЗ».
«ГЛОНАСС/ГНСС – Форум» планирует принять участие в подготовке законодательных и нормативных актов, в выработке государственной политики в сфере космической навигации. Будет создан информационно-аналитический центр для изучения соответствующих проблем.
Сергей Иванов на коллегии Роскосмоса констатировал: «Печально, но на российском рынке так до сих пор в свободной продаже и не появилась конкурентоспособная отечественная навигационная аппаратура». И сокрушенно заметил: как только появились в продаже первые приемники ГЛОНАСС, их тут же расхватали, «как во времена дефицита».
Но и эта ложка меда в бочке дегтя мало порадовала, поскольку мед на поверку оказался искусственным. Никаких следов целой тысячи, сотни или хотя бы нескольких десятков автомобильных навигаторов, якобы уже проданных 24–25 декабря в магазинах торговой сети «ИОН», нигде обнаружить не удалось. В витринах можно увидеть лишь выставочный образец, о котором продавцы ничего сказать не могут, поскольку в руках не держали. И даже техпаспорт не читали. Зато ознакомились с письмом руководства, в котором строго приказано всем консультантам в торговых залах говорить, что навигаторы были, но уже все проданы. Только это письмо секретное, поэтому о нем тоже ни слова.
Автомобильный навигатор Glospace отечественного производства мало кому удалось подержать в руках. Первый образец был подарен президенту. После нового года НИИ космического приборостроения изготовило второй – его подарили Патриарху. На 23 февраля можно ожидать такой же подарок министру обороны. В магазинах «ИОН» обещали следующий завоз навигаторов 9 января, но не дождались и просят подождать до февраля. А уже выстроилась очередь желающих приобрести прибор и протестировать его. Может, поэтому и не завозят? Мало ли, что там натестируют въедливые журналисты и автомобилисты.
А в кулуарах производственники шепчутся о миллиарде долларов, который якобы выделяется из бюджета на развитие производства навигационной аппаратуры. Борьба, мол, развернулась между теми, кто никакого отношения к производству электроники никогда не имел, и теми, кто и не хочет иметь, но нуждается в деньгах. Вот они, дескать, и победят в тендере. Ну да пусть клевещут.
А Сергею Иванову следовало бы честно сказать президенту, что собачка Кони, которой он обещал в середине 2015 года ошейник с навигатором, «чтобы она никуда не убегала», должна сидеть на привязи, так как ГЛОНАСС еще долго помочь в этом деле не сможет. А тот прибор, который подарили Владимиру Владимировичу под Новый год, требует батарею питания в виде автомобильного аккумулятора.


Направления

Статьи

Разработка сайта i-Partner.ru
Copyright © ОАО "МКБ "КомпасПлюс" 2013 г.